Диагностика неисправностей газотурбинных установок

Стандартная газотурбинная установка включает в себя более полутора тысяч датчиков, каждый из которых нуждается в диагностике. И, если пропустить момент ухудшения состояния хотя бы одного датчика, можно получить в итоге гораздо более серьезную проблему, чем простая замена элемента оборудования.

Эксперты ООО «Русь-Турбо» имеют богатый опыт в диагностике неисправностей ГТУ: мы за сравнительно короткое время выявляем вероятность опасных рисков на самых ранних стадиях их развития, устраняя технические дефекты до того момента, когда потребуется масштабный ремонт.

Наши специалисты определяют состояние оборудования как с помощью технических средств и ПО, так и визуально – опытные мастера «натренированным глазом» установят, насколько оборудование соответствует или не соответствует заданным требованиям/параметрам и вынесут решение по устранению дефектов.

Отложенный ремонт

Мы выполняем плановую и внеплановую диагностику. В рамках первой проводим всевозможные проверки и измерения, запланированные по регламенту ремонтные или диагностические работы по определению состояние оборудования. В портфеле заказов «Русь-Турбо» сейчас находится около 15 объектов, на которых мы осуществляем плановую диагностику. Например, с прошлого года мы наблюдаем за состоянием оборудования на объекте в Башкирии. И пока не выявили ни одной причины для возможного ремонта. На объекте другого заказчика в Поволжье, напротив, только благодаря плановой диагностике мы смогли точно определить момент, когда необходимо провести локальный ремонт паровой турбины Сименс.

Плановая диагностика – одна из составных частей любой инспекции. В ходе простой инспекции уровня «А» мы, как правило, не разбираем оборудование, а вскрываем лишь смотровые пробки и лючки и проводим осмотр внутреннего состояния оборудования с помощью эндоскопов (endoskop), или бороскопов (borescope) - это один и тот же прибор и метод, но с разными названиями в переводе: эндоскопом ведут осмотр изнутри оборудования, а бороскопом – через отверстие.

Плановая диагностика во время инспекции «А» – не просто метод осмотра, это большой объем работы и сложные операции, требующие участия специалистов высокой квалификации, такие специалисты есть в компании «Русь-Турбо». В зависимости от типа оборудования плановую диагностику мы проводим в течение 3-7 дней, за это время глубоко изучаем техническое состояние узлов, агрегатов, датчиков и приборов. Это далеко не дешевая услуга, и выполняющие ее эксперты несут юридическую и финансовую ответственность за результат своего заключения, а также дают полную гарантию надежности работы оборудования в следующий период.

Прогноз оправдался

В ходе внеплановой диагностики мы ищем причины отказа в работе оборудования, определяем, что с ним случилось, находим причины отказа и даем заказчику рекомендации по способу устранения этих неполадок. Иногда бывают довольно банальные причины, которые легко диагностируются и устраняются. Но встречаются исчезающие, или спонтанные неисправности. Речь идет о так называемом эффекте мастера, когда на объекте все работает во время присутствия сервисного специалиста, но, когда он уходит, оборудование вновь и вновь дает сбои. Такие виды неисправностей трудно диагностируются и сложно поддаются ремонту. Наши квалифицированные специалисты способны обнаружить такие технические проблемы.

Пример. Сейчас мы завершаем работы по ремонту паровой турбины Siemens у заказчика, где специальными методами диагностики определили развивающийся процесс электроэрозионного износа упорного подшипника турбины. При обращении к нам заказчик сообщил, что в течение определенного времени наблюдается увеличение показателя осевого сдвига ротора турбины. Мы предложили заказчику провести осциллографирование работы токосъемной щетки ротора и прислать нам результаты. Изучив осциллограммы, мы сделали вывод о высокой вероятности наличия электроэрозионного износа и порекомендовали заказчику срочно остановить оборудование для ремонта, потому что был очевиден высокий риск при дальнейшей эксплуатации оборудования. Уже на объекте мы открыли турбину и полностью подтвердили диагностические признаки, признав тем самым своевременность остановки эрозии на раннем этапе развития, сохранив оборудование от вероятной аварии и сэкономив время и ресурсы заказчика.

Чек-лист – список обязательных проверок машины

Все результаты проверок мы вносим в специально разработанные чек-листы (checklist) – файлы, в которых перечислены порядок и последовательность действий при диагностике, и допустимые пределы отклонений каждого из параметров. На основании полученных данных мы выдаём заключение о том, что в действительности происходит с машиной. В чек-листах присутствуют отчеты о нескольких видах диагностики: визуальный осмотр внутренних частей турбины; аналитический контроль изменения параметров эксплуатации за весь период – от предыдущей до текущей инспекций, включая данные архивов конкретной машины; измерительный контроль исправности датчиков и каналов связи от датчиков температуры, давления, вибрации, расхода и необходимо, чтобы эти приборы показывали правдивые значения. К слову, на одной стандартной турбине около полутора тысяч таких датчиков и все они нуждаются в проверке. Учитывая то, что каждый датчик работает на своем физическом принципе, для каждого датчика и канала измерения используются свои методы диагностирования.

Заключение – одно из четырех

Результатом технической диагностики является один из четырех вариантов заключения: первый вариант – оборудование находится в технически исправном состоянии и может продолжать эксплуатацию без ограничений; второй вариант – накладываются некоторые ограничения на эксплуатацию, например, по параметрам, скорости, мощности, температуре, расходам, то есть, оборудование можно эксплуатировать, но при облегченных режимах; третий вид заключения – на оборудовании необходимо выполнить ряд корректирующих мероприятий, но не глобального масштаба, например, заменить масло, фильтры, датчики, провести настройку какого-то оборудования и после этого продолжать эксплуатацию; четвертый вариант – эксплуатация оборудования запрещена, в связи с рисками как для машин, так и для жизнедеятельности людей.

По нашей практике, в основном оборудование можно восстановить и продолжать его эксплуатировать. В редких случаях мы даем заключение о запрете дальнейшего использования машины: например, когда выявляется наличие опасных трещин на роторах и лопатках турбин, и эти неисправности как правило, не поддаются ремонту, требуется замена деталей.

Обращайтесь к нам своевременно, и ваше оборудование будет работать, как часы! Мы ценим каждого клиента, поэтому составим точный индивидуальный график сервиса вашей машины с гарантией качества и надежной работы. Вы убедитесь, что диагностика – это простой, доступный и экономичный способ сохранить дееспособность оборудования и спасти ваш бюджет.