Василий Иванов:
13.03.2024

Пропало давление масла на паровой турбине SST-060. Что порекомендуете?

Тема интересная, потому что в «Русь-Турбо» пришли сразу два похожих запроса по турбинам Siemens и мы поможем найти пути-решения по этим вопросам.

У энергетиков есть такая шутка: «У электриков бывает только две неисправности: есть контакт там, где его быть не должно, и нет контакта там, где он нужен». Автомобилисты шутят: «Почему не заводится мотор? Потому что в конце такта сжатия нечего либо нечем поджечь». И у проблемы в заданном нам вопросе есть тоже не так много причин: либо насос не выдаёт давление, либо даёт давление, но масло куда-то девается. Нужно определить причину и устранить проблему.

В нашей практике были такие примеры. И по опыту я могу поделиться несколькими причинами этих ситуаций. Но для начала просто замените манометр давления смазки на исправный и убедитесь, что проблема действительно существует.

Всё дело в муфте?

Итак, если на турбине используется главный масляный насос объемного типа – например, винтовой или шестерёнчатый, то причина неисправности насоса объёмного действия может быть связана с неисправностью муфты. Когда электродвигатель или вал редуктора вращается, а муфта не передаёт крутящий момент на насос. Объемные насосы очень чувствительны к зазорам, и если они изнашиваются, то очень большое количество масла проходит мимо, циркулируя по насосу, но не выполняя полезную работу.

Изношенность системы маслоснабжения

Если масло куда-то девается, значит, в системе маслоснабжения есть места, куда масло может свободно утекать и не делать полезную работу, то есть смазку подшипников. Куда масло может уходить? Как известно, в системе есть обратный клапан, и если он неисправен, изношен или не сработал, открылся и не закрылся, то он пропускает большое количество масла в обратную сторону. Таким образом, давление не создаётся.

Или обрыв трубопровода

Очень банальная причина может быть в обрыве трубопровода снаружи. Это легко определить — масло просто льётся из трубопровода. Бывают ситуации хитрее: прорыв трубопровода возник внутри маслобака, его не видно снаружи, а давления нет. Здесь также могут быть «виноваты» подшипники, которые сильно изношены, и большое количество масла идёт мимо подшипников. Смотрим на манометры — давление низкое, масла нет, оно попросту вылилось.

Завоздушенность масла

Есть более экзотические причины: насос не выдаёт давление масла, когда возникает так называемый эффект вспенивания масла. Масло совершает свою работу и выливается из подшипника в картер под большим давлением и с огромной скоростью. При этом масло захватывает с собой массу газов, они в виде пузырьков и пены продолжают оставаться в масле. В нормальной конструкции есть устройство так называемого маслоотделителя, которое очищает масло от этих пузырьков для последующего технологического процесса. По факту так происходит не всегда: если масло давно не меняли, то со временем теряются деэмульгирующие свойства масла (способность масла отдавать эмульсию, освобождаться от пузырьков воздуха). Старое масло уже не освобождается от пузырьков, оно попадает в насос, и он начинает качать воздух, теряя давление. В этом случае следует обратить внимание на степень завоздушенности масла. Если обнаружите большое количество пены, то самое правильное решение — заменить весь объём масла.

Я рассказал лишь о самых типичных причинах того, почему пропадает давление масла в паровой турбине. Остальные причины нужно смотреть на месте. Важно их своевременно выявить и устранить.

Олег Викторович Дмитриев, генеральный директор ООО «Русь-Турбо»

Комментарии
    Нажимая кнопку, я принимаю соглашение о конфиденциальности и соглашаюсь с обработкой персональных данных